Как взыскать неустойку и штраф с продавца

1. За что можно взыскать неустойку

Какие требования потребителя защищены законом? Санкции предусмотрены за задержку максимального срока исполнения следующих требований покупателя:

Устранения дефектов товара — 1,5 месяца.

Обмена некачественной вещи — 1 месяц.

Снижения цены — 10 дней.

Возврата денежных средств — 10 дней.

2. Размер неустойки

Если между сторонами нет письменного договора, устанавливающего пеню (штраф) по соглашению, то неустойка за товар составляет 1% от цены. Когда речь идет об услугах или работах — санкция равна 3% от стоимости.

3. Основания претензий

Документальная основа для предъявления требований потребителя —договор. При его отсутствии, доказательственную силу имеют также чеки, квитанции, акты приема-передачи, накладные и другая документация, подтверждающая факт приобретения вещи у конкретного продавца.

Закон по защите прав потребителей разрешает использовать свидетельские показания, фото- и видеоматериалы, фирменную упаковку, бирки для обоснования своей позиции.

4. Расчет неустоек

Зная порядок расчета, определитесь с датой, откуда будет вестись отсчет. Обычно это день вручения письменной претензии продавцу или внесения записи в книгу отзывов и жалоб. В последнем случае не забудьте сфотографировать страницу с вашей отметкой. Подсчету подлежат календарные дни, праздничные и выходные дни не исключаются.

5. Снижение неустойки

Если на деле окажется, что размер санкций значительно превышает стоимость товара, то суд может снизить неустойку по мотивированному заявлению продавца. Это происходит довольно часто.

Закон о защите прав потребителей, оговаривая стоимость товара, от которой надо отталкиваться при расчете санкций, указывает на цену, существующую на дату принятия судом решения об удовлетворении ходатайства покупателя.

К примеру, приобретенная за 5 тысяч рублей. вещь на день вынесения судебного решения может снизиться до 3 тысяч рублей, что станет основой для расчета. Этим обстоятельством могут воспользоваться особо шустрые торговцы, поэтому не затягивайте с иском.

Кроме того, если вы долгое время тянете с подачей иска, этот факт обязательно сыграет негативную роль. Длительная задержка может быть истолкована судьей как совершенная намеренно с целью увеличения взыскиваемой с ответчика суммы, и неустойка по суду будет снижена.

6. Как определить к кому кроме продавца можно предъявлять иск

Что делать, если продавец скрывается? В этом случае предъявить требования можно к следующим лицам:

Изготовителю;

Официальному дилеру (распространителю);

Сервисному центру;

Импортирующей компании.

Неустойка отличается от процентов за пользование чужими средствами, убытков и компенсации морального вреда. Разобраться с особенностями каждого вида ответственности торговца и правильно их применить может только юрист.

Профессиональная защита прав потребителей исключит отказы судов в удовлетворении требований потребителя и поможет взыскать неустойку с недобросовестного продавца.